Основной целью денежно-кредитной политики Украины до 2014 года было определение курса гривны к доллару США, хотя он никогда не был четко определен Центральным банком. Неблагоприятные внешние шоки привели к соответствующему росту инфляции в периоды девальвации гривны. Принимая во внимание благоприятную ситуацию на внешних рынках, стабильный обменный курс привел к увеличению валютных резервов и бесперебойным интервенциям на валютном рынке, что привело к ослаблению денежно-кредитной политики и высокой инфляции.

Во время бума сбережений в 2003-2008 годах с 2005 года наблюдался значительный приток иностранной валюты, особенно со стороны высокоптимистичных инвесторов, связанных с банковским сектором. Несколько крупных европейских финансовых групп вышли на рынок, и крупные банки активно присоединились к зарубежным рынкам капитала. Более подробную информацию смотрите тут: https://tender.uub.com.ua/company-26199708/. Приток иностранной валюты и реальная оценка гривны привели к дефициту текущего счета и увеличению внешнего долга. Значительную часть обязательств банковской системы составляют иностранные валюты, в то время как кредиты в твердой валюте щедро предоставляются многим заемщикам, которые не имеют фиксированного дохода.

В 2012-2013 годах украинское правительство поддержало повышение обменного курса, несмотря на начало рецессии. Это привело к сокращению валютных резервов с 38 млрд. Долл. США в августе 2011 года до 20,4 млрд. Долл. США к декабрю 2013 года. В феврале 2015 года Центробанку не оставалось ничего другого, кроме как выпустить гривну. Чтобы избежать повторения прошлых ошибок, Центральный банк начал двигаться в направлении таргетирования инфляции как открытой политики. Тем не менее, существует множество ограничений на свободный поток капитала, и регулирование валютного рынка все еще продолжается, государственные закупки Прозорро этому благоприятно способствуют.

Украинская банковская система страдает от внутреннего долга и низкого качества обеспечения. Война, серьезное опустошение гривны и экономический спад привели к быстрому росту банков, которые испытывают проблемы, но искусственно сохраняются после кризиса 2008-2009 годов. Центральный банк решил очистить систему, и в 2014-2016 годах треть банков, включая несколько крупных банков, были объявлены банкротами. Это привело к огромному потоку сбережений и системному бегству банков.

Одной из основных проблем в настоящее время является восстановление доверия к банковской системе. Восстановление здорового банковского сектора и банковского кредитования являются двумя наиболее важными шагами в восстановлении экономического роста.

Надежный банковский сектор и реструктуризация банковского финансирования являются ключом к росту. Поэтому ЦБА должен продолжать очищать сектор, постепенно снижая ключевые ставки.

По данным МВФ, Украина начала восстанавливаться. В 2016 году рост ВВП будет положительным впервые за три года с ростом на 1,5%. Эти цифры не очень многообещающие: ВВП на душу населения останется ниже уровня 2013 года в 2013 году в долларовом выражении. Получение даже самых бедных членов ЕС займет десятилетия.

Согласно прогнозу, инфляция снизится до 43,3% в 2015 году и до 12% в 2016 году, а долгосрочная годовая инфляция составит 5%. Низкая и стабильная инфляция должна повысить прогнозы инвестиций и повысить доверие к банковской системе.

В балансе счета текущих операций будет небольшой дефицит (2,0-2,5% ВВП), который должен быть покрыт за счет увеличения притока инвестиций из-за рубежа. Важно создавать возможности для таких инвестиций путем улучшения нормативно-правовой базы и укрепления правопорядка. В противном случае дефицит еще больше ослабит гривну, и это грозит подорвать успех текущей инфляционной политики.

Украина сталкивается со многими рисками, которые очень грубы по любым среднесрочным прогнозам. Если Украина надеется выйти из ЕС, она должна создать условия для высокого и устойчивого роста. Поэтому важно улучшить экономический мир с помощью верховенства закона и сделать страну привлекательным местом для иностранных инвесторов.